Фланцевые задвижкиВсе трубопроводы, вне зависимости от назначения, обязательно снабжаются запорной арматурой, которая дает возможность надёжно перекрыть поток среды, когда это необходимо. Наиболее часто для этого используются задвижки фланцевые – простые по конструкции, но надежные, долговечные и недорогие детали, полностью удовлетворяющие требования для различных систем подачи жидкостей и газов. Благодаря существованию нескольких разновидностей, они нашли широкое применение в самых различных сферах – коммунальном хозяйстве, нефте- и газопроводах, промышленности, системах пожаротушения, сельском хозяйстве, вентиляции и т.д. Следует учитывать, что механизм не предназначен для регулирования потока среды – только для его открытия или перекрытия.

Конструкция и принцип действия

Несмотря на большое количество различных моделей, задвижка фланцевая имеет похожее строение, вне зависимости от разновидности. Главным рабочим инструментом является клин – стальной диск, который перемещается перпендикулярно потоку среды и может перекрывать или открывать просвет трубы. В закрытом положении диск находится между седлами, надежно перекрывая поток и обеспечивая необходимый уровень герметичности. При повороте вентиля клин приводится в движение с помощью шпинделя (штока), поднимается, тем самым открывая просвет трубопровода. Такая простая конструкция фланцевой клиновой задвижки позволяет обеспечить необходимые требования для системы, при этом обслуживание детали, ремонт максимально упрощены.

Конструкция клина может отличаться:

Фланцевая задвижка с двухдисковым клином

  • жесткий клин обеспечивает высокую герметичность, однако для его корректной работы требуется точное совпадение диска и седел. При малейших отклонениях или колебаниях температуры механизм может заклинивать;
  • двухдисковый клин состоит из двух прочно соединенных друг с другом элементов, что позволяет практически свести на нет вероятность заклинивания детали, при этом высокая герметичность конструкции сохраняется;
  • упругий клин – это модифицированная версия двухдискового, только между элементами запорного механизма находится вставка из специального упругого материала (обычно резины или полиуретана). Это позволяет повысить стойкость к перепадам температур и деформациям корпуса задвижки;
  • обрезиненный клин покрыт защитным слоем EPDM, который существенно повышает стойкость к коррозии, позволяет работать с агрессивными средами, при этом обеспечивается максимальная герметичность за счет плотного сцепления диска с седлами.
  • Управление деталью может быть ручным, а также осуществляться с помощью пневмо-, электро- или гидропривода. Последние варианты позволяют автоматизировать открытие/перекрытие трубопроводов и управлять системой удаленно.

Разновидности задвижек

Фланцевые задвижки принято различать по материалу корпуса – выделяют чугунные и стальные. Кроме того, отдельно выделяются задвижки с обрезиненным клином. Каждая из разновидностей имеет свои особенности, характеристики и сферы применения.

Задвижка чугунная фланцевая

Задвижка фланцевая чугунная

Самая популярная разновидность запорной арматуры. Чугун имеет низкое гидравлическое сопротивление, благодаря этому поток среды, даже если он обладает повышенной вязкостью, легко проходит через открытое отверстие детали. Выпускаются в широком ассортименте размеров номинальных диаметров DN – 50-500 мм, рабочая длина L – от 102 до 700 мм. Могут работать с рабочими давлениями от 10 до 16 бар, температурами от +5 до +250 градусов. Часто сверху покрываются защитным слоем, обеспечивающим дополнительную защиту от коррозии. Используются в сельском хозяйстве, системах подачи воды, в промышленности, противопожарных системах, различных трубопроводах.

Задвижка стальная фланцевая

Задвижка фланцевая стальная

В данном виде запорной арматуры корпус выполнен из различных марок стали методом литья, что обеспечивает прочность изделия. Особенности материала и производства позволяют получить изделие, более стойкое к коррозии и перепадам температур. Именно поэтому стальные задвижки можно применять в агрессивных условиях – на открытом воздухе, при низких температурах и высоких температурах в диапазоне -40…+450 градусов, а также при высоком давлении до 4 МПа. Могут работать с различными веществами – вода, пар, газ, нефтепродукты. Производятся в широком диапазоне размеров DN 50 – 1200 мм, могут комплектоваться приводом для автоматической работы.

Задвижка фланцевая с обрезиненным клином

Задвижка фланцевая с обрезиненным клином

Материал корпуса такой задвижки чаще всего чугунный, но главное отличие – в покрытии рабочего органа. Клин изделия покрыт слоем каучука, что обеспечивает максимальную герметичность класса «А», а также полную защиту от коррозии. Такие задвижки применяются для систем водоснабжения, канализации, сточных вод, пищевой промышленности, а также могут использоваться для питьевой воды. Стандартные диапазоны работы: температура до +120 градусов, давление до 16 бар. Рабочий диаметр DN составляет 40-600 мм.

Задвижки межфланцевые

В отличие от фланцевой, задвижка межфланцевая при установке на трубопровод зажимается между двумя фланцевыми окончаниями трубы. К этому виду задвижек относятся шиберные и поворотные "Баттерфляй".

Задвижка шиберная межфланцевая

Задвижка шиберная

Главным отличием этого вида запорной арматуры является ее рабочий элемент – диск, который выполнен в виде ножа, что позволяет эффективно работать с вязкими и неоднородными средами и даже сыпучими веществами. Это с успехом используется в сельском хозяйстве, целлюлозной промышленности, для отвода стоков, на предприятиях горно-обогатительной промышленности и т.д. Главный минус такой конструкции – недостаточная герметичность, потому деталь нельзя использовать там, где это ключевая характеристика. Выпускаются шиберные задвижки в диапазоне размеров DN 50-600 мм, рабочие температуры -15…+110 градусов, давление – до 1 МПа.

Задвижка межфланцевая поворотная тип "Баттерфляй"

Задвижка Баттерфляй

Это единственный тип задвижек, который может использоваться не только для открытия-закрытия потока среды, но и для регулировки его силы. Добиться этого удалось за счет конструкции заслонки, которая имеет промежуточные позиции между открытой и закрытой. Изготавливается эта арматура из чугуна или стали, а для повышения герметичности используется полимерный уплотнитель. Еще одно преимущество «Баттерфляй» – небольшие размеры и вес, что позволяет использовать деталь на любых трубопроводах. Малая монтажная длина: от 33мм при Ду32 до 154мм для Ду600. Основная сфера применения – водопроводы, пищевая и химическая промышленность. Диаметр DN может составлять 32-600 мм, предельная температура среды – до 130 градусов, давление – не более 16 бар.

Преимущества и недостатки фланцевых задвижек

Среди преимуществ использования данного вида запорной арматуры стоит отметить:

  • возможность пропускать поток вещества в любом направлении;
  • универсальность в применении за счет широкого выбора разновидностей, размеров, рабочих параметров (давления, температур, пропускной способности и т.д.);
  • низкое гидравлическое сопротивление;
  • долговечность за счет использования устойчивых к коррозии материалов и простой конструкции;
  • простота монтажа.

Однако есть и недостатки по сравнению с другой арматурой:

  • невозможность использовать механизм для регулировки потока среды (кроме задвижек типа "Баттерфляй");
  • большая строительная высота, особенно у моделей с выдвижным клином, что усложняет монтаж в условиях экономии пространства;
  • продолжительное время открытия/закрытия просвета.

Несмотря на некоторые недостатки, фланцевые задвижки являются отличным выбором в различных ситуациях.

© ТД "ПАТ"