На данный момент существует несколько видов конструкций трубопроводной запорно-регулирующей арматуры – с шиберным затвором, клиновые, с выдвижным штоком и с поворотным диском (задвижка Баттерфляй). Каждая имеет свои преимущества/недостатки, определяющие область применения той или иной арматуры. В данной статье мы рассмотрим вопрос выбора задвижек Баттерфляй, которые становятся все более востребованными в промышленности, коммунальном хозяйстве и в быту.

Как подобрать задвижку Баттерфляй под трубопроводную систему.

Что собой представляет задвижка Баттерфляй

Ее суть – регулировка/перекрытие потока производится диском, который имеет возможность вращения вокруг оси (штока), установленной перпендикулярной потоку. Такое решение имеет ряд преимуществ:

1. Значительно снижаются усилия на движение запорного узла. Так как в любом случае (при открытии или закрытии задвижки) сила давления воздействуют на одну половину диска в одном направлении, а на другую – в другом. Происходит их взаимная компенсация. Поэтому для управления такой задвижкой усилия, по сути, требуются лишь на преодоления сил трения.
2. Снижения усилий приводит:

  • к уменьшению материалоёмкости конструкции – меньше сила, меньше материала необходимо, чтобы им противостоять;
  • к уменьшению габаритов, в том числе монтажной длины (габарит узла вдоль оси трубы без присоединительных элементов) – меньше материала, меньше он занимает объема.

3. Простота монтажа из-за меньшего веса и габарита детали.
4. Удешевление конструкции, особенно в случае электрического/гидравлического/пневматического привода, так как им необходимо меньше развивать усилий.

Единственным недостатком данной арматуры является ее недостаточная герметичность при давлениях свыше 16 атм.

Фото задвижки Баттерфляй под управлением пневмопривода.Выбираем задвижку Баттерфляй

  1. Данный запорно-регулирующий узел пригоден для гидро- и пневмосистем с рабочим напором до 16 атм.
  2. Определяемся с присоединительными размерами. Следует сказать, что особенно выигрышно такая арматура смотрится при Ду от 100 мм. В этом случае разница в габаритах и весе между задвижкой Баттерфляй и ее коллегами другого типа особенно очевидна.
  3. Определяемся с типом соединения – резьбовой, фланцевый или межфланцевый. Есть модели данной арматуры со всеми типами, так что ограничений по этому вопросу нет.
  4. Определяемся с типом привода – ручным, электрическим, гидравлическим, пневматическим. Он зависит от величины необходимых усилий для открытия/закрытия задвижки, скоростью открытия/закрытия, потребностью в автоматизации системы, а также разновидностью среды. Если устройство стоит в пневмосистеме, то удобней использовать пневмо- или электропривод. В гидросистеме – гидро- или опять же электродвигатель. В автоматизированных системах арматура с ручным приводом недопустима.
  5. Видом рабочей среды (жидкость, газ) и ее агрессивностью. От вида среды зависят материалы деталей задвижки – корпуса, поворотного диска, штока, уплотнительных элементов.
  6. Для неагрессивных сред для корпусов и дисков используется чугун. В агрессивных веществах диск производится из нержавеющей стали. Шток практически во всех моделях выполнен из нержавеющей стали.

Выбор материалов уплотнения:

  • для воздуха, неагрессивных и слабоагрессивных жидкостей (например, морская вода) используют прокладки из EPDM;
  • для воздуха с парами масла, углеводородных жидкостей (нефть, масло и т.д.) – NBR;
  • для агрессивных сред – PTFE;
  • для сред с высокой температурой – силикон.

Допустимая область применения поворотных заслонок Баттерфляй указана в их паспорте.

© ООО "Торговый дом "Пайп Арма Трейд""